Применение дистанционных образовательных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи


В педагогическом журнале «КРЕДО» №43 (декабрь 2023 г.) опубликовали статью учителя-логопеда нашего дошкольного учреждения, Волошиной В.Ю.
Предлагаем Вам ознакомиться с педагогическим опытом нашего специалиста.
Введение. Профессиональная деятельность учителя-логопеда в условиях модернизации педагогических систем требует обновления компетенций. Одним из инновационных направлений педагогической практики становится логопедическая работа с детьми на ступени дошкольного образования с применением дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ). Согласно статьям 13 и 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» под ДОТ понимаются технологии, реализуемые с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. При реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий в образовательном учреждении должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их мест нахождения.
Целевая аудитория ДОТ – это дети совместно с родителями. Родительское участие в дистанционном образовании играет одну из ведущих ролей. Это обеспечивает единое образовательное поле для педагога и родителя, что влияет на качество образовательного процесса.
Дистанционный формат обучения не может полностью компенсировать очные занятия, но на сегодняшний день этот способ получения знаний, умений и навыков имеет вынужденную необходимость.
Цель – предоставление обучающимся возможности получения логопедической помощи непосредственно по месту жительства или временного их пребывания с использованием электронных образовательных технологий.
Основная часть. Использование современных информационных технологий позволяет выстроить эффективную систему управления образовательным процессом.
Практикой использования в образовательном процессе дистанционных технологий, организации активного взаимодействия родителей и педагогов, включения родителей в образовательный процесс можно осуществить на платформе Сферум. На платформе есть возможность создать отдельные чаты разных возрастных групп учреждения. Там родители знакомятся с педагогами группы и их спецификой работы, а также с основными задачами коррекционного обучения. Там же проводится основная часть дистанционной работы, которая осуществляется в соответствии с ФГОС ДО и Образовательной программой дошкольного учреждения.
Организация образовательной деятельности может проводится в двух направлениях: обучение родителей (законных представителей), которые будут применять полученные знания и педагогические приемы работы напрямую с ребенком; непосредственное проведение образовательной деятельности педагогом с воспитанниками.
Осуществление образовательной деятельности с детьми с использованием ДОТ может осуществляться по следующим направлениям:
- подгрупповые онлайн-занятия;
- групповые офлайн-занятия (видеозапись);
- индивидуальные онлайн-занятия.
Длительность подгруппового онлайн-занятия и видеозапись группового занятия должна соответствовать возрастным нормам, а также рекомендациям СанПиН 1.2.3685-21 по зрительной нагрузке при работе с компьютером:
- Непосредственно образовательная деятельность с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет проводится не более одного раза в течение дня, и не чаще трех раз в неделю. Дни наиболее высокой работоспособности: вторник, среда, четверг.
- После работы с компьютером с детьми проводится гимнастика для глаз.
- Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр:
- с детьми 5 лет не превышает 10 минут:
- с детьми 6 - 7 лет - 15 минут.
- После перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность образовательной деятельности с использованием компьютера сокращается:
- с детьми 5 лет до 7 минут;
- с детьми 6 лет - до 10 мин.
- Для снижения утомляемости детей родители обеспечивают гигиенически рациональную организацию рабочего места:
- мебель соответствует росту ребенка;
- создается достаточный уровень освещенности;
- экран видеомонитора находится на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Дети, носящие очки, занимаются за компьютером в них.
- Во время занятий проводятся соответствующие физические упражнения в целях профилактики нарушений осанки.
- Занятия с использованием электронных средств обучения с детьми в возрасте до 5 лет не проводятся.
Для реализации дистанционного обучения используются специальные технические средства: компьютер (ноутбук/планшет) с выходом в Интернет; бесплатные площадки для онлайн видео конференций (Zoom, Skype, Google Hangouts , Viber); веб-камера (в случае, если специалист работает со стационарного компьютера); USB-микрофон (актуален во время работы над автоматизацией звуков); наушники.
Особенностью онлайн-занятий с детьми с ОНР является повышенная интенсивность («плотность») занятия и сокращение его длительности. Детям сложно воспринимать и усваивать большой объем информации или длительное время выполнять одно задание, сидя за компьютером. Чем младше ребенок, тем пластичнее основная часть занятия, мотивационная и итоговые части являются ритуалами, то есть неизменными. Важно четко соблюдать структуру занятия: мотивационная часть (создание эмоционального настроя на занятие, мотивирование ребенка на активную работу); основная часть (поэтапное решение конкретных задач занятия); итог, рефлексия, оценка работы ребенка.
На успешность проведения занятия влияет подготовка к нему. Педагогу необходимо заранее подготовить конспект занятия и дидактический материал, например:
- электронные презентации Power Point;
- иллюстрации в электронном виде;
- музыкальные записи;
- дидактические пособия (желательно не ламинированные и без файлов, чтобы не было бликов);
- музыкальные инструменты;
- спортивный инвентарь.
Перед каждым онлайн-занятием специалист должен заранее предоставить родителям список необходимого оборудования, которое будет использоваться. Присутствие взрослого на занятии обязательно.
Если технические возможности родителей не позволяют участвовать ребенку в онлайн-занятиях, можно ограничиться заданиями, присылаемыми офлайн. Данные задания проходят без моего контроля, за качество исполнения полностью отвечают родители (законные представители).
Консультативное сопровождение родителей включает в себя:
- развернутые конспекты занятий с подробным описанием игр/этапами выполнения заданий;
- картотеки игр и упражнений по лексическим темам;
- списки оборудования для родителей (законных представителей), необходимого для проведения онлайн-занятий;
- рекомендации для выполнения и закрепления навыков, полученных на занятии;
- иллюстративный материал, электронные игры и презентации;
- обучающие и просветительские статьи.
Для достижения цели занятия точно прописывается алгоритм выполнения всех заданий. Если занятие предполагает конечный продукт, его фото обязательно прикрепляется к файлам занятия. Предварительно подбираю иллюстрации, электронные игры и ссылки на музыкальные файлы. При необходимости я снимаю видео с примером работы по выполнению задания и высылаю родителям. Формой контроля являются видео и фото отчеты, которые родители присылают в групповой чат или в личные сообщения.
Примерная структура индивидуального онлайн-занятия с ребенком 5-7 лет на этапе автоматизации звука [л] в словах:
- Приветствие (знакомство с героем занятия, пилотом Лунтиком).
- Самомассаж языка (комплекс упражнений с использованием зубной щетки).
- Артикуляционная гимнастика (презентация, комплекс для сложных сонорных звуков).
- Дыхательная гимнастика (презентация «Задуй свечи на торте»).
- Работа по анимированной презентации «Помоги Лунтику получить
монеты»:
- уточнение изолированного звука Л (самолет летит сквозь облака);
- автоматизация звука Л в слогах (погрузка грузов на самолет);
- логоритмическая песенка;
- автоматизация в словах (найди тень);
- автоматизация в словах (кто спрятался за шторкой);
- итог, рефлексия (пилот перевез все посылки и подружился с Лунтиком; ребенок рассказывает, что сложнее всего далось на занятии).
- Поощрительный мультфильм-песенка.
- Беседа с родителями (законными представителями).
Выводы. Дистанционное обучение не заменит традиционное очное коррекционное занятие при работе с детьми дошкольного возраста с ОНР. Но на данный момент технология является одной из самых актуальных направлений, обсуждаемых в ряду инноваций. Это новая, современная технология, позволяющая сделать образовательный процесс информационно четким, компактным, доступным для детей с ОНР, комфортным и зрелищным для ребенка, существенно повышающим мотивацию к обучению, что улучшает эффективность процесса обучения и развития ребенка, оптимизирует его, открывает новые возможности образования не только для самого дошкольника, педагога, но и для родителей.
Список литературы.
1. Кондакова М.Л. Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций / М.Л. Кондакова, Е.Я. Подгорная; Федеральное агентство по образованию; Российская академия образования. – М.: СпортАкадемПресс, 2005.
2. Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьей. - М.: Издательство Скрипторий, 2008.
3. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеев М. В. Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высших педагогических учебных заведений / под ред. Е. С. Полат. - М.: Издат. центр «Академия», 2004.
Электронные ресурсы.
1. Рекомендации Минпросвещения России по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий: https://edu.gov.ru/